Понедельник, 15.10.2018, 22:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Россия - Родина моя | Регистрация | Вход
Полезные ссылки

Меню сайта
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СЕВЕРСКОГО РАЙОНА
УРОК «РОССИЯ - НАША РОДИНА»


Класс:4.
№ урока: 1. 
Учитель: Труфанов Г. Н.
Цель: воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.
Задачи:
1. формирование чувства гордости за свою Родину.
2. формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
3. формировать представление у обучающихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
4. систематизировать знания о государственной символике РФ;
5. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, столица, патриот, президент, государство, символы, полководцы.
Оборудование: мультимедийная установка, карта России,  изображение герба, флага России, президента, гимн России, портреты великих полководцев и флотоводцев России.

Ход урока
1.Организационный момент. 
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
- Чем отличается учебник от других учебников?
Слово учителя.
 - Урок у нас сегодня необычный, торжественный! Давайте улыбнемся друг- другу, и пусть нам сопутствует удача. Мы начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (название на доске). Ключевые слова здесь – культура и этика, потому что в ходе изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях разных культур. А ознакомление с основами светской этики будет развивать в нас умение общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. Кроме того, в Конституции Российского государства, в котором мы живём, провозглашается светский характер обучения. И сегодня мы поговорим о Российском государстве, России, нашей Родине.
Объявление темы урока. Запись темы в тетради.
Учитель продолжает: Что мы знаем о своей Родине, что представляет она для каждого из нас. Со словом «Родина» связано много жизненных ценностей -  Россия, Родина, Отечество, родители. Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времён отцы и деды наши. Родиной мы называем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и всё в ней для нас родное».

Включается фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
А с чего начинается Родина для каждого из нас? (несколько ответов учащихся.)
-  Как вы думаете, наша страна большая или маленькая?
 Да, она самая большая  в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни. А омывают Россию моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину-это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле.

2.Чтение учителем стихотворения.
 Себе я задаю вопрос.
 Река, что за домами вьётся,
 Иль куст кудрявых красных роз?
 Вон  та осенняя берёзка?
 Или весенняя капель?
 А может радуги полоска?
 Или морозный зимний день?
 Всё то, что с детства рядом было?
 Но это станет всё пустяк
 Без маминой заботы милой,
 И без друзей мне все не так.
 Та вот что Родиной зовётся!
 Чтоб были рядышком всегда
 Всё, кто поддержит, улыбнётся,
 Кому нужна и я сама!

 Вопросы по стихотворению:
- О чём спрашивает себя герой стихотворения?
- К какому ответу приходит герой?
- А вы согласны с его мнением? Почему?
- Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
- А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
- Что для нас является Родиной?

Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россией. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей.
С первых лет моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...
И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Я прошу, только вслушайся в имя  Россия. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...

3. Работа над темой урока.
1) Беседа с учащимися.
-  Как называется  страна, в которой мы живём?   
 - Кто является главой нашего государства?
Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.
Москву мы называем столицей нашей Родины. В Москве работает правительство нашей страны и наш президент В.В.Путин. Москва очень большой и красивый город, Там много достопримечательностей: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой театр. В Москве много парков и скверов, веселых аттракционов и кафе. 
- Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
- Каких великих людей России вы знаете? 
- Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества. Назовите известные вам имена. (Илья Муромец, Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие).
- Верно. Эти великие полководцы - гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. 

Маршал Победы Георгий Константинович Жуков - выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков - жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы. 
    
3.   Беседа о символах и героях России.
- Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово Родина? 
Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
- Ребята, предлагаю подобрать однокоренные слов с этим корнем (родить - произвести потомство, родители - отец и мать, у которых рождаются дети, родич - родственник, член рода, родня - родственники, родословная - перечень поколений одного рода).
Родина - это отечество, страна, и место рождения человека, народ - нация, жители страны.
 - Ребята, как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация.)
 - Скажите, пожалуйста, чем отличается одно государство от другого?
 (Площадью, географическим положением, языками, обычаями, традициями, государственными символами...)
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.  
Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же появился государственный герб России? Что на нем изображено? (Ответы учащихся)
- Давайте рассмотрим герб нашей страны.
- У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад в 1497 году. Внутри Российского герба - герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. 
- У каждой страны есть свой герб и ...? Конечно! Флаг.
Наш флаг появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации. Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный).  На Руси эти три цвета имели символическое значение: белый - благородство, откровенность; синий - верность, честность, безупречность, целомудрие; красный - мужество, смелость, великодушие, любовь. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.   Какой гордостью наполнялись наши сердца, когда российские спортсмены поднимались на пьедестал почёта во время Олимпийских игр, когда развевался над олимпийским стадионом наш флаг, и звучал гимн России!
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна - поэт С.Михалков.
Гимн - это главная государственная песнь, в которой выражена народная любовь и патриотизм.    Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.   Гимн поют и слушают стоя.
В каждой стране есть глава государства. В нашей стране он называется президент. Президентом России является  В.В.Путин.
Берегите Россию - нет России другой,
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на стопе 
И родное оконце в позабытом селе...
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть 
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой                            
Берегите Россию - нет России другой.  

Физкультминутка

4.Работа с текстом.  
1) чтение текста о Родине учителем; 
2)Комментированное чтение статьи из учебника.
Страна – Российская Федерация, Россия.
Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.
Родина – родились и живём в ней.
Духовный мир  – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Внутренний мир – душа человека.
Традиции – дороги духовного мира.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
5. Закрепление основных понятий урока.
 Запись в тетрадь терминов и понятии:  
Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции.
Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.
Чтение предложений.

Чайнворд – найди начало и прочитай пословицу.

К

Б

С

О

И

Е

Е

О

Л

Н

В

З

Т

О

С

О

Р

Ч

В

Е

Л

О

,

Е

П

Е

Д

Ы

Й

З

Ч

И

Н

Б

Е

Человек без Родины, что соловей без песни.

-  Россия - семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.
-  У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые - поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.
-  Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Кружит ли снежный ветер  дороги заметая,
Смеются ли ромашки под  солнечным лучом.
В любое время года прекрасна, ты родная,
Земля, где мы родились, земля, где мы живём        

Закрепление пройденного.   
«Закончи предложение».
Россия-...... 
Президент -…..         
Отечество-….. 
Символы России -…..                                           

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание:
Дома, ребята, расскажите членам семьи, что нового узнали на уроке.
Возьмите интервью у родителей.
1.Что такое Родина?                                    
2.Кого в нашей семье можно назвать патриотом, героем.
3.Каждый ли человек может стать им? 
Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!


Copyright MyCorp © 2018